Умение правильно излагать свои мысли, четко выговаривая при этом все звуки - естественная потребность любого человека. Чтобы все проблемы с произношением остались в раннем детстве, лучше своевременно показать малыша профессионалу - логопеду.
Часто причиной речевых дефектов становятся психологические или физиологические особенности пациента. Логопед - это один из самых дипломатичных специалистов, который должен расположить к себе любого ребенка, в том числе с различными серьезными диагнозами, например отставанием в умственном развитии или ДЦП.
Какие симптомы должны насторожить родителей и побудить их записаться на прием?
В процессе формирования речи детей существует ряд этапов. Конечно, все индивидуально, но есть средние нормы речевого развития. Так, с момента рождения у ребенка появляются первые голосовые реакции: крик и плач. В 2-3 месяца - малыш начинает произносить первые звуки, затем лепетать. Уже в этом возрасте молчание крохи должно вызвать тревогу у родителей. В 11-12 месяцев малыш должен реагировать на смысл слова взрослого и уметь говорить 8-10 слов. С года или полутора лет развивается ситуативная речь, когда одно слово может иметь разные значения в зависимости от обстановки. К двум годам слова приобретают более обобщающий характер. Если говорить о словарном запасе ребенка, то в три года словарный запас ребенка составляет примерно 1500 слов, а к пяти годам речь должна сформироваться полностью, все звуки должны произноситься правильно.
Насколько распространены проблемы с речью у детей?
По статистике, 40% дошкольников имеют речевые нарушения. Наиболее распространены проблемы произношения, задержка речевого развития, заикание, общее недоразвитие речи, нарушения письма и чтения.
Когда необходимо начинать занятия у логопеда?
Нередко когда у малыша 1,5-3 лет отсутствует активная речь и перед родителями встает вопрос: необходимо ли начинать занятия у логопеда или стоит подождать? На бытовом уровне существуют представления о том, что «пока молчит, потом заговорит» или «мальчики всегда начинают говорить позже» и т.п. Некоторые специалисты советуют немного подождать. Объяснить это можно тем, что занятия с малышами требуют особого подхода, не каждый обладает необходимыми знаниями, опытом, а также желанием заниматься с маленькими детьми. На самом деле, в случае отсутствия активной речи у малыша 1,5-3 лет необходимо организовать консультацию у грамотных специалистов - логопеда, невролога, необходимо также провести ряд медицинских исследований и при необходимости, рекомендуемый курс лечебных процедур. При проведении непрерывных логопедических занятий чаще всего дети, имеющие речевые нарушения в раннем и младшем дошкольном возрасте, могут полностью преодолеть свой речевой дефект, догнать по уровню развития речи сверстников, а в будущем успешно обучаться в школе.
Речь – это неотъемлемая часть любого общества, именно она позволяет людям взаимодействовать друг с другом. Когда малыш появляется на свет, он еще не умеет говорить. Речевые навыки появляются с возрастом. Но бывает так, что ребенок не справляется с произношением каких-то звуков, заикается или вообще молчит. Что делать в этом случае? Логопед для ребенка будет лучшим вариантом! Основные направления работы логопеда: для «молчунов», запуск речи, для дошкольников, коррекция звукопроизношения, развитие грамотной речи (словообразование, словоизменение, грамматические конструкции), развитие связной речи (умение грамотно и последовательно выстраивать свое высказывание), развитие мелкой моторики, развитие фонематического слуха и восприятия, обучение чтению и грамоте,развитие просодической стороны речи (дикция, интонация, темп, мелодика, дыхание), для школьниковкоррекция дисграфии, дислексии.
В каком возрасте ребенка обращаться к логопеду?
Если вдруг вы замечаете, что ваш ребенок отстает от норм развития речи, то это является верным признаком того, что вам нужен детский логопед.Как правило, родители ждут, пока ребенку будет 5 – 6 лет, поскольку в этом возрасте видны все проблемы, но уже раньше могут возникнуть сложности и проблемы, нуждающиеся в решении. Занятия с логопедом в раннем возрасте могут принести максимальный результат и упростить процесс овладения грамотной речью.
Абсолютно нормально, если ребенок в возрасте 4 лет не может выговорить такие сложные звуки, как «р», «ш», «щ», «л», но если он их не освоил и в 5 лет, то лучше обратиться к специалисту. Важно, чтобы к школе малыш мог справиться со всеми звуками.
Обычно родители обращают внимание только на произношение своих детей, но также нужно следить за качеством самой речи. В 5 лет он должен уметь составлять связные предложения, в противном случае, лучше также обратиться за помощью к логопеду. Если ваш ребенок никак не начинает говорить, хотя уже давно пора, или ему с трудом дается произношение сложных звуков, не стоит отчаиваться. Своевременное обращение к опытному логопеду, а также совместная работа родителей и специалистов позволят сделать речь малыша внятной и грамотной.
Какова роль родителей в развитии речи детей?
Дети, подражая окружающим, усваивают разговорную речь. Роль родителей в этом процессе очень важна. Но, к большому сожалению, многие родители часто не уделяют этому нужного внимания и пускают процесс развития речевых навыков ребенка на самотек. Особенно эта проблема актуальна в настоящее время, в век технического прогресса, так как малыш проводит много времени у телевизора, за компьютером, которые заменяют ему общение с родителями, чтение сказок. Детям не хватает простого человеческого общения. Некоторые родители перекладывают решение этого вопроса на детский сад. Но, к сожалению, не всегда в штате детского учреждения имеется специалист, да и этих занятий чаще всего не достаточно.
Каким образом организована работа логопеда с маленькими пациентами реабилитационного центра «БолашакК»?
Неврологи, нейропсихологи, логопеды нашего центра проводят объективный осмотр, консультацию, нейропсихологическое обследование ребенка, при необходимости назначаются МРТ головного мозга,ЭЭГ и на основании интерпретации всех данных назначают курсы реабилитации для детей с речевыми и когнитивными нарушениями, с комплексным использованием логопедического артикуляционного массажа, логоритмики, дыхательных упражнений, микрополяризации, а также методов сенсорной интеграции и телесноориентированной терапии. Для каждого ребенка программа реабилитации подбирается индивидуально.
Для получения этих медицинских услуг по системе ОСМС необходимо взять направление из поликлиники по месту жительства от педиатра или невролога. Также дети могут пройти курсы реабилитации, включающие занятия с логопедом индивидуально, на платной основе.
Детский логопед центра «БолашакК» проведет консультацию с малышом и его родителями и составит индивидуальную программу занятий для ребенка.